Учащимся

 

 

Консультация для учащихся

«Как реагировать на критику?»

Никто не любит критики – это известный факт. Тем важнее для нас научиться преодолевать страх критики в свой адрес и научиться грамотно критиковать самим. Чтобы наша жизнь была успешной, мы нуждаемся в уважении и доброжелательности окружающих. Гораздо легче принять критику в свой адрес, когда мы воспринимаем критику не как личное оскорбление, а осознаем. Что она не затрагивает отношений в целом. Мы зачастую ошибаемся, когда думаем: «Если он критикует меня, значит, я ему не нравлюсь».

Необходимо уметь управлять своими эмоциями, тогда у вас появится возможность критиковать более взвешенно и беспристрастно; в результате мы становимся зрелыми людьми и достигаем значительно большего успеха в бизнесе и профессиональной сфере.

С точки зрения социальных отношений, этот навык просто незаменим.

Наиболее эффективный способ научиться принимать критику – это научиться самому правильно критиковать других.

Что такое критика?

Конечно, слова похвалы – это самый приятные слова, которые мы можем услышать в свой адрес. Но иногда мы должны позволять нашим друзьям и близким критиковать наши действия.

Критика – это не только негативные высказывания в адрес кого-либо. Критически оценивать чью-то работу это значит рассматривать все ее положительные и негативные стороны. Мы можем привести простой пример: вы разбираете с учителем русского языка сочинение.

Учитель объясняет типичные ошибки в правописании слов, и вы их разбираете, он также говорит о том, как вы раскрыли тему. Критике подвергается практически вся деятельность человека, а в роли критиков часто выступают родители, учителя и друзья и, конечно, вы сами. Тяжелее воспринимать негативную критику, причем даже от близких вам людей. Но ведь лучше пусть они укажут вам на ваши ошибки, чем это будет кто-то со стороны.

Правила критики:

Как научиться высказывать критику, никого при этом не обижая? 

  1. Проследите за самим собой, как часто в течение дня вы критикуете других, пусть даже дело касается вполне «безобидной» критики.
  2. Понаблюдайте, как выражают критику окружающие вас люди, принимаете ли вы ее?
  3. Прежде чем вам захочется кого-либо покритиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь?
  4. Когда вы захотите разразиться критикой, подумайте о трех положительных качествах критикуемого?
  5. Тренируйтесь в искусстве вместо критики положительно мотивировать. Будьте благодарны за то, что произошло, вместо того чтобы быть неблагодарным за то, чего не произошло.
  6. Если критикуют вас самого, учитесь спокойно реагировать на нее. Задумайтесь, почему критика направлена против вас. Поразмыслить в спокойной обстановке, в чем, может быть, критикующий прав?

Как следует принимать критику? 

Можно поблагодарить, хотя это не всегда приятно, затем проанализировать, возможно, в этом есть доля правды, и постараться критически отнестись к себе. 

Д. Карнеги в совей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» уделил место вопросу о том, «как не беспокоится из-за критики»:  Правило 1: Несправедливая критика нередко является скрытым комплиментом. Она часто означает, что вы вызываете ревность и зависть. Помните, что никто не бьет мертвую собаку.  Правило 2: Делайте все, что зависит от вас, а затем раскройте ваш старый зонтик для защиты от дождя критических замечаний, чтобы капли не падали вам за воротник. 

Правило 3: Записывайте сделанные вами глупости и критикуйте самого себя. Чаще смотрите на себя со стороны, пытайтесь все же понять, что есть полезного для вас в критических замечаниях окружающих. Очень трудно не раздражаться на критику, даже если она справедливая. Но в общении важно учиться управлять своими эмоциями, с достоинством принимая замечания окружающих, не делая из этого трагедии, и пытаться находить в них для себя «рациональное зерно». 

Прежде чем высказать кому-либо критику, попробуйте обнаружить в этом человеке три положительные черты.

А после этого критика может оказаться такой мелочной, что пропадет желание ее высказать. 


Как правильно справиться с агрессией

Агрессивность это – поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда.

Причины агрессии и агрессивного поведения

Недовольство собой

Страх

Неуверенность

Чувство вины

Недоверие

Плохое самочувствие, переутомление

Алкоголь, наркотические вещества, медицинские препараты

Фильмы, игры, телепередачи со сценами насилия

Способы справиться со своей и чужой агрессией 

  1. Посмотрите на ситуацию со стороны и сохраняйте спокойствие. Как же глупо вы будите выглядеть, если начнете грубить и ругаться. Поберегите репутацию! Не дайте агрессору вывести вас из себя. Самый лучший вариант – мягко перевести тему разговора.
  2. Не обвиняйте других. Окружающие люди не виноваты в том, что вы куда то торопитесь или что у вас нет настроения. Помните, что в раздражении легко наделать ошибок, которые потом будет трудно исправить!
  3. Сосчитайте до 10. Старый, добрый, эффективный способ – сосчитать до 10, перед тем как что-нибудь сказать.
  4. Будьте доброжелательнее. Вам нравится, когда к вам относятся доброжелательно? Другим тоже!
  5. Будьте терпеливее. Хотите стать спокойным человеком? Развивайте терпение. Если вы на кого-то злитесь, попробуйте мысленно поставить себя на место этого человека. Спросите себя, а в чем он прав, почему ведет себя так, а не иначе.
  6. Чаще смейтесь. Положительные эмоции улучшают не только настроение, но и физическое и психическое здоровье.
  7. Больше двигайтесь. Одним из самых эффективных способов снятия стресса и напряжения являются физические нагрузки. Ходите, бегайте, плавайте, освойте новый вид спорта.
  8. Не поддавайтесь на провокации.

Развейте в себе такое качество, как уравновешенность. Какие слова могут вывести вас из себя? Продумайте спокойные и взвешенные ответы на эти слова-раздражители.