Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение право дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско - правовую.
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних
Правонарушения несовершеннолетних, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения;
Анализ наблюдений за данной категорией обучающихся показал, что причины отклонений в поведении школьников очень разнообразны.
1. Педагогическая неграмотность родителей:
2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.
3. Отрицательный пример родителей, аморальное поведение, пьянство и др.
4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).
Непосредственным объектом социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность подростка
К ним, прежде всего, следует отнести:
- детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;
- трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;
- безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.
Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой.
Результаты работы с данной категорией обучающихся дают основание утверждать, что правонарушения среди обучающихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями формирования личности, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании, плохой организации досуга, а также в недостаточной деятельности общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.
Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным и охватывает период от 11 до 15 лет.
Учащиеся в этом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности. У подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего окружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.
Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности, ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка. В этот период, особое значение придается межличностному общению. Если у подростка не складываются отношения с классом; то он начинает искать общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные условия.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы вследствие:
– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации на другие виды деятельности;
– отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
– употребление спиртных напитков;
– употребление психотропных и токсических веществ;
– тяга к азартным играм;
– курение;
– нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
– грубость;
– драки;
– прогулы;
– пропуски занятий;
– недисциплинированность на уроках;
– избиение слабых, младших;
– вымогательство;
– жестокое отношение к животным;
– воровство;
– нарушение общественного порядка;
– немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
– равнодушное;
– скептическое;
– негативное;
– ожесточенное.
Ранняя профилактика детской преступности.
Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это: выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились; выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка; корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением. Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя: прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона; анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.
Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива. Данный уровень профилактических мер включает в себя: исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона; ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя. Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними
УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!
Если вы – человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее, послушайте наши советы.
1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность вашей жизни!
2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных» дел на «потом».
3. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения с работы было максимально интенсивным.
4. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.
5. Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатление от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.
6. Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с друзьями вашего ребенка.
7. Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!
8. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.
9. Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!
10. Будьте внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
11. Не обрывайте своего ребенка на полуслове, спешите выслушать его.
12. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
13. Опасайтесь получения информации вашим ребенком из чужих уст.
14. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
15. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
16. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.
17. Никогда не забывайте о том, что своему ребенку нужно доверять.
18. Не отталкивайте своего ребенка и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущения счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте его этой радости!
19. Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.
20. Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!
Помните – бумерангу свойственно возвращаться!
По информации Министерства внутренних дел состояние криминогенной обстановки по
итогам 4 месяцев 2023 года в подростковой среде, в сравнении с аналогичным периодом
прошлого года, на территории республики, характеризуется снижением количества
преступлений несовершеннолетних, предварительное расследование по которым окончено, на
5,1% (с 393 до 373). Вместе с тем число подростков, в них участвовавших, возросло на 7,0% (с
358 до 383).
Справочно: Только за выходные в период с 6 по 8 мая текущего года, с участием детей
совершен ряд происшествий и преступлений по причине бесконтрольного оставления
несовершеннолетних их законными представителями по месту жительства на длительное
время, а также незанятостью в свободное от учебы время.
Так, 07.05.2023 в 01:40 в учреждение здравоохранения (далее – УЗ) «Могилевская
областная больница скорой медицинской помощи» с открытой среднетяжелой черепно-
мозговой травмой, переломом свода и основания черепа, стенок лобных пазух, гемосинусом,
параорбитальной гематомой в состоянии алкогольного опьянения госпитализирован
несовершеннолетний К., 2006 г.р., учащийся 9 класса учреждения образования г.Могилева».
Установлено, что 06.05.2023 около 23:00 К. распивал спиртные напитки в квартире по
ул. Крупской в г.Могилеве вместе с 6 несовершеннолетними друзьями. В ходе распития
спиртного В., И. и З. нанесли К. удары по различным частям тела, причинив вышеуказанные
телесные повреждения. 07.05.2023 возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 147 УК. Указанные
подростки задержаны и помещены в изолятор временного содержания. Распитие алкоголя и
причинение тяжких телесных повреждений произошло в вышеуказанной квартире, в которой
проживает несовершеннолетний М. Его родители на несколько дней уехали за пределы города.
В свою очередь 8 мая в 00:31 в Молодечненское РОВД поступило сообщение о том, что в
УЗ «Молодечненская центральная районная больница» обратилась несовершеннолетняя О., 2008
г.р., учащаяся 8 класса одной из школ г.Молодечно, которая сообщила о том, что ее
изнасиловал неизвестный в квартире, расположенной в г.Молодечно.
Установлено, что 07.05.2023 около 20:00 в вышеуказанной квартире, с О. находился
совершеннолетний В., 2005 г.р., учащийся ГУО «Молодечненский государственный колледж», а
также 5 несовершеннолетних учащихся учреждений общего среднего образования. После
совместного распития спиртных напитков В. совершил половой акт с не достигшей 16-ти
летнего возраста О. Указанная квартира принадлежит бабушке К., которая уехала из города
на несколько дней.
Кроме того, 8 мая в 15:44 во Фрунзенское РУВД г.Минска поступило сообщение о том,
что в г.Минске со второго этажа по ул.Сухаревская, пытается спрыгнуть девушка.
В ходе выбытия сотрудниками милиции было установлено, что по указанному адресу
находилось четверо несовершеннолетних 2011 г.р., 2008 г.р., 2011 г.р. и 2010 г.р.
Указанные подростки распивали водку и потребляли табачные изделия посредством
электронного устройства для курения (парогенератор). Около 15:44 Х. решила снять видео в
«Тик-ток», в связи с чем открыла окно и села на подоконник второго этажа одной из комнат,
после чего свесила ноги наружу и пыталась спрыгнуть. Это увидел проходящий мимо
гражданин, который сообщил о произошедшем в милицию. Прибывшие сотрудники ОВД
передали подростков бригаде скорой помощи. Подростки были госпитализированы в
учреждение здравоохранения «3-я детская городская клиническая больница», где им был
выставлен диагноз: «отравление психоактивным веществом (под вопросом)». При этом
родители несовершеннолетней К. длительное время отсутствовали дома, в результате чего
дочь была предоставлена сама себе.
Таким образом, основной причиной всех вышеперечисленных происшествий с участием
подростков явилось длительное отсутствие контроля родителей (законных представителей) за их
поведением и образом жизни, что повлекло групповое совершение преступлений и
происшествий с употреблением алкоголя.
Уважаемые родители!!!
Информируем, что в стране продолжают иметь место факты совершения резонансных преступлений и происшествий
с участием несовершеннолетних. С вашей стороны необходимо усилить контроль за
детьми в каникулярный период!
Так, за покушение на убийство 09.07.2023 возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 14 и части 1 статьи 139 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (далее - УК) в отношении учащегося 9 класса ГУО «Средняя школа № 12 г. Жлобина» 2007 г.р., который 08.07.2023 около 22:40, находясь в подъезде д.9А микрорайона 1 в г.Жлобин,
беспричинно нанес Б. один удар ножом, причинив колото-резаную рану шеи.
08.07.2023 возбуждено уголовное дело по статье 370 УК в отношении учащихся 1 курса УО «Минский государственный
колледж техники и технологий строительства» 2006 г.р., учащегося 2 курса филиала БНТУ «Минский государственный машиностроительный колледж» 2006 г.р., которые 08.07.2023 около 04:00 часов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, надругались над Государственным флагом Республики Беларусь, установленным на фасаде здания
магазина «Кристалл» по ул. Плеханова, 36 в г.Минске.
07.07.2023 возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 328 УК в отношении учащегося 1 курса УО «Червенский профессиональный строительный лицей» 2007 г.р., который совместно с совершеннолетним
знакомым незаконно, без цели сбыта приобрели и около 02:20 07.07.2023 в тайниках-закладках хранили 4 грамма психотропного вещества-альфа-PVP.
07.07.2023 около 16:00 по адресу: г.Минск, пер. Томский, 35, совершил суицид несовершеннолетний 2005 г.р., окончил ГУО «Лицей № 2 г. Минска», который спрыгнул с 17 этажа.
07.07.2023 в 22:20 учащийся 10 класса ГУО «Холопеничская средняя школа им. М.Богдановича Крупского района» 2007 г.р., находясь со своим знакомым на территории указанной школы, с целью демонстрации отсутствия страха высоты, залез на дымоходную трубу нефункционирующей котельной, где на высоте примерно 15 м сорвался
и упал на землю. С множественными телесными повреждениями был доставлен в УЗ «Крупская ЦРБ».
11.07.2023 в 17:30 в песчаном карьере вблизи ул. Юбилейной г.Быхова произошел обвал пласта земли, в результате чего погиб учащийся 6 класса ГУО «Средняя школа № 2 г. Быхова» 2013 г.р., который совместно с двумя знакомыми играл в указанном карьере.